Главная » Статьи » Путь воина

В поисках мастеров.

Однажды молодой человек, который проявлял живой интерес к боевым искусствам, присутствовал на весьма впечатляющей демонстрации кунг-фу. Он был поражен, так как никогда не предпологал, что боевое единоборство может быть столь эстетичным и зрелищным. То, что он увидел, было проявлением силы, скорости и великолепной техники, воплощенных в поэзии движения. После выступления он спросил демонстратора:

-Как называется ваше искусство?

-Шаолинское кунг-фу, - последовал ответ.

-Не согласились бы вы взять меня в ученики?

-Мое кунг-фу ничтожно, - ответил выступавший юноша примерно двадцати лет от роду. То есть ровесник соискателя. – Впрочем, если хотите научиться шаолинскому кунг-фу, буду рад познакомить вас со своим инструктором.

На встрече с тридцатилетним инструктором молодой человек вежливо высказал свою просьбу:

- Мастер, не смогли бы вы научить меня шаолинскому кунг-фу? Техника вашего ученика привела меня в восторг, хотя он и не считает себя специалистом по боевому искусству.

- Хотя я и инструктор, я не могу назвать себя мастером. Но вы совершенно правильно заметили, что мой ученик не является специалистом по кунг-фу. Строго говоря, его искусство нельзя назвать шаолиньским кунг-фу. То, что он демонстрировал, есть не что иное, как искусство цветистых кулаков и вышивающих ног.

- Извините, не понял?!

- Я имел в виду, что на его танцы любо-дорого поглядеть, но они совершенно бесполезны в бою. Кунг-фу предназначено для боя, а не для показательных выступлений. Но если вы тверды в своем намерении, я вас познакомлю со своим учителем. Он справится с работой лучше.

- Что вы имеете в виду?

- Я могу обучить лишь боевым приемам, а учитель научит силовому применению кунг-фу. Он говорит. Что сущностью кунг-фу является развитие силы, а не изучение приемов.

Учителем инструктора был мужчина под сорок, который, несмотря на свою тучность, двигался, как двадцатилетний. Его отличительной чертой были огромные мощные руки.

- Мастер, - обратился к нему юноша, - насколько важна силовая подготовка в шаолиньском кунг-фу?

- Крайне важна! Согласно одному высказыванию, если вы разучиваете приемы кунг-фу, принебрегая силовой подготовкой, то попусту тратите время – ответил мастер, – Это касается любого кунг-фу. Не обязательно шаолиньского.

- Не могли бы вы продемонстрировать эту силу?

- Я покажу тебе силовую технику, известную как «железная рубашка». Ударь меня кулаком.

Юноша заколебался.

- Ну же, давай, бей меня, - настаивал мастер. – Ударь меня жестко и изо всей силы.

Молодой человек нанес удар.

- Да нет же, сильнее. Покажи все. На что ты способен!

Нанеся очередной удар, юноша едва не сломал себе запястье. Мастер удовлетворенно хмыкнул:

- Теперь я покажу тебе технику «железной ладони».

Мастер составил стопку из трех кирпичей и едва заметным ударом левой ладони разбил ее без видимых усилий. Юноша не верил своим глазам. Однако все было по- честному, и кирпичи были настоящими:

- Я не верю своим глазам. Вероятно, необычно трудно научиться такому искусству.

- Метод прост, нужно лишь проявить упорство.

-Извините, я не совсем понял.

- Я могу научить тебя этой технике за пять минут. Затем достань мешок с песком и десять лет подряд, каждый день наноси по нему удары ладонью в течении получаса. По истечении этого срока ты станешь не слабее меня.

- Но десять лет!

- Мне потребовалось именно столько. Но даже за годы ты сможешь добиться результатов. И все же, как поговаривает мой наставник, мое искусство примитивно. Тебе стоит взглянуть на что он способен. По сравнению с мастером я всего лишь подмастерье.

- Вы играючи разбиваете кирпичи и при этом называете себя подмастерьем?!

- Наставник говорит, что я преуспел в применении жесткой силы, но не научился действовать «мягко». Люди называют меня «Железным человеком», желая проявить ко мне уважение. Но наставник произносит это прозвище с явной издевкой. Он насмехается надо мной, но добродушно.

- Высмеивает вас? Вы имеете в виду, что он может сломать стопку из шести кирпичей?

- Возможно, голой ладонью он не разобьет и одного, так как не является специалистом в этой области. Однажды в своей обычной шутливой манере он заявил, что если бы захотел разбить стопку из десяти кирпичей, то воспользовался бы молотком, а не ладонью. Он – большой шутник, но при этом я люблю и уважаю его.

-Умеет ли он драться?

- Еще бы! Если бы не умел, никто не называл бы его мастером  Шаолиня. Я ему и в подметки не гожусь. Хотя он гораздо старше меня.

- Но что старик сможет противопоставить вашей технике «железной рубашки»? Ударив  вас, он сломает себе руку; ударив его, вы размозжите ему кости.

- Старик! Он не так уж и стар. Ему около пятидесяти лет. Во время последнего учебного поединка он заставил меня взвыть от боли и прекратить бой. Возможно, я и размозжил ему кости, если бы сумел его «достать». Но он слишком подвижен для меня.

- Вероятно, он  ударил вас кулаком?

- Нет, пальцем.

- Одним пальцем?! Наверное, он нанес удар в глаз?

- Он никогда не наносит такие удары. Шаолиньская философия сострадания не позволяет нам делать этого. К сожалению. Я не могу вам точно указать место нанесения удара, так как расположение таких точек хранится в секрете. Скажу лишь, что он поразил «врата», то есть одну из точек на теле, которая не была защищена «железной рубашкой».

- Его палец должен быть крепче стали, если он пробил броню вашей защиты.

- Напротив, он едва коснулся моего тела. Строго говоря, он ударил меня не пальцем, но внутренней силой.

- Вероятно, вам потребовалось немало времени, чтобы оправиться от того, что вы назвали «прикосновением внутренней силы»?

- Мы называем это искусство «стреляющим пальцем дзен». Для того чтобы прийти в себя, мне потребовалось пять минут. Наставник «открыл» заблокированную точку на моем теле. Передал мне свою ци, стимулируя мой энергетический поток, и вскоре я почувствовал себя как ни в чем не бывало. Он – мастер цигун и применяет ци для лечения травм.

- А что такое цигун?

- Искусство управления энергией.

- Неужели  лечить травмы так просто?

- Просто, но для тех, кто знает, как разрушать внутреннюю энергетическую блокаду и располагает собственной внутренней силой. Если у вас нет этих качеств, ваш пациент может стать инвалидом или умрет.

- Просто невероятно! Могу ли я познакомиться с вашим наставником?

Несмотря на то, что сострадательному наставнику было за пятьдесят, он выглядел не хуже, чем «железная рубашка».

- Мастер, - обратился к нему молодой человек, - не могли бы вы показать мне искусство «стреляющего пальца дзен»?

- Почему бы и нет? Позволю себе заметить, что, несмотря на столь юный возраст, у вас не в порядке печень, и есть проблемы со зрением.

- Фантастика! Мы едва познакомились, а вы уже все знаете! У меня действительно пошаливает печень, и доктора не могут понять почему. Иногда у меня падает острота зрения; специалисты посоветовали носить очки, но это не помогло.

- Я прочитал диагноз по вашему лицу и глазам. У вас заблокирован меридиан печени, что вызывает спорадические болевые ощущения. Между печенью и глазами существует незримая взаимосвязь. Поэтому энергетическая блокада повлияла и на зрение. Очки не помогли, так как причина заболевания кроется не в глазах, а в меридиане печени. Врачи не сумели поставить диагноз, так как не признают таких понятий, как энергетическая блокада и система меридианов.

- Не могли бы вы помочь мне?

- Полагаю, что да; я уже решал подобные проблемы. Подойдите поближе. Закройте глаза. Отлично. Просто расслабьтесь и ни о не думайте.

Закрыв глаза, юноша не мог наблюдать за манипуляциями мастера, но у него возникло чувство, будто в него проникает струя теплой воды, которая затем ручейками распространяется по всему телу, которое пришло в движение. Чтобы его остановить, юноша напряг мышцы.

- Расслабьтесь, - прозвучало доброжелательное, но твердое распоряжение.

-Не сопротивляйтесь движениям тела, которые вызваны вашей собственной ци. Просто наслаждайтесь этими покачиваниями. Он выполнил инструкции шаолиньского мастера. Вскоре его тело стало раскачиваться, вначале едва заметно, затем все сильнее. Движение стало спонтанным. Ощущения были необычными, но приятными. Он почувствовал, будто купается в облаках. Спустя некоторое время он услышал голос мастера:

- А теперь плавно остановите движение. Потрите ладони и потрите ими глаза. Откройте глаза и быстро пройдитесь по комнате.

Открыв глаза, молодой человек увидел, как преобразилось все вокруг. Очертания предметов стали более четкими и, казалось, окружающий его мир расцвел новыми красками.

- Благодарю вас за столь чудесное переживание. Но не могли бы вы показать мне технику «стреляющего пальца дзен», с помощью которого убивают одним пальцем?

- Я только что сделал это. Но я думаю не о том, как убивать и наносить увечья, а о помощи страждущим  и спасении их жизней. Используя технику «стреляющего пальца», я разрушил энергетическую блокаду в вашем меридиане.

- Это невероятно. Впервые увидев, как господин Железная рубашка разбивает ладонью кирпичи, я не рассчитывал на то, что когда-либо увижу нечто еще более впечатляющее. Однако от вашего искусства у меня голова пошла кругом. Мне трудно в это поверить.

- Все дело в том, что раньше вам не приходилось сталкиваться с подобными вещами. А для меня они рутинны. Ежедневно я принимаю десятки пациентов, страдающих от так называемых «неизличимых» болезней. Однако в арсенале Шаолиня есть более поразительные искусства.

- Забыл спросить, почему я двигался помимо собственной воли? Впрочем, это было очень приятно.

- Вашим телом двигала ци, и ее самопроизвольное движение разрушило блокаду.

Затем шаолиньский мастер показал юноше несколько упражнений цигун.

- Если вы найдете для них пятнадцать минут в день, то уже через неделю забудете о проблемах с печенью и зрением.

- Я всегда буду помнить о вашем участии и доброте.

- Сострадание является первым принципом шаолиньского учения; вторым является интуитивная мудрость.

- Не могли бы вы рассказать о ней?

- С этим вопросом вам следует обратиться к моему наставнику, старому дзенскому монаху, живущему в горах.

Не без труда юноша обнаружил в горах небольшой храм, где жил старый монах. Его преклонный возраст выдавала седая борода, но кожа на безмятежном лице была, как у ребенка. Старик, преклонив колени, молился перед алтарем. Юноша немало удивился и подумал: «Что я вижу! Человек, который воспитал выдающегося шаолиньского мастера, смиренен и кроток, как малое дитя». Не поднимаясь с коленей, старик начал петь мантру. Юноша не мог разобрать слов заклинания, но испытал безошибочное ощущение окружающей его умиротворенности. В то же время ему показалось, что в храме присутствует кто-то незримый. Не желая беспокоить великого мастера, он безмолвно стоял у дверного проема и чувствовал, как сама атмосфера святилища заряжается энергией мистического присутствия.

Завершив пение, монах троекратно простерся ниц, затем вновь встал на колени и прочел то, прозвучало как стихотворение. Порой юноше казалось, что он слышит нечто вроде «да прибудет мир и блаженство со всеми существами». После этого мастер вновь трижды простерся ниц. Затем он встал, подошел к столу, и, не глядя на гостя, предложил:

- Прошу вас выпить со мной чашечку чая.

- Как он догадался о моем присутствии? – подумал юноша. – Вероятно, он услышал мои шаги, так как шаолиньские мастера обладают очень тонким слухом.

Как бы читая его мысли, монах ответил:

- Я ощутил вашу энергию. Пожалуйста, садитесь и чувствуйте себя как дома.

Усаживаясь за стол, юноша подумал о том, что предложенный ему чай должен быть очень хорош. Реакция старика последовала незамедлительно:

- Это лучший сорт чая, который у меня есть. Извините за то, что заставил вас ждать, но я хотел завершить  вечернюю службу.

- Ваше преподобие, это – алтарь Будды?

- Она была буддой за многие эоны до того, как на эту землю пришел Будда Шакьямуни. Но она вернулась назад как бодхисатва. Ее имя – Гуань Инь Пу Са, бодхисатва Великого Сострадания.

- Но почему бы вам. Ваше преподобие, не водрузить на свой алтарь статую самого Будды?

- Будда вездесущ. Он в небе, в дереве, в вас, во мне и в каждой преходящей дхарме.

- А что вы только что декламировали?

- Сутру Амитабхи. В этой сутре Будда Шакьямуни учит живых существ тому, как попасть на небо.

- Разве бодхисатва нуждается в подобных наставлениях?

- Я читал сутру для духов и богов и делал это перед лицом бодхисатвы, так как ее божественное присутствие может служить источником вдохновения для всех нас.

- Духи и боги? Вы действительно в них верите?

- В молодости я смеялся над теми, кто верил в духов и богов, но с годами я на собственном опыте убедился в их существовании.

- Вы хотите сказать, что они незримо присутствуют в этом помещении?

- Уже нет, они исчезли. Но когда я читал сутру Амитабхи, они собрались вокруг меня, чтобы ее послушать. По спине юноши пробежал холодок.

- Вам не следует бояться, - заверил монах, - они вполне безобидны. В действительности они больше боятся людей, чем люди боятся их. Например, нам даровано величайшее благо понимания космической реальности в свете учения Будды, чего не скажешь о потерянных душах. Декламируя им сутры, не стоит беспокоиться о лингвистических изысках, ибо духи и привидения воспринимают знание, внимая вибрациям ума. Молодой человек был искренне тронут словами старика. Для него стало открытием то, что шаолиньское учение проповедует сострадание, распространяющееся не только на людей, но и на других существ. Кроме того, он понял, что мастера Шаолиня не только рассуждают о сострадании, но проявляют его в мыслях, словах и поступках.

Старый монах достал из кармана свиток и развернул его на столе. В нем содержалось стихотворение, записанное крупными иероглифами. Юноша не обратил внимания на смысл стихотворения, ибо его очаровала красота китайского письма; казалось, что иероглифы ожили и наполнились энергетической вибрацией. «Какая великолепная каллиграфия!» - подумал он.

- Я рад, что вам понравилась форма, но не грех подумать и о содержании, - кротко произнес старик, - писцом был я, но смысл, заключенный в этих строках, был изречен Преподобным Бодхидхармой, первым патриархом Шаолиня. Юноша прочел стихотворение вслух:

                       В былые дни имел я ум, но был обманут,

                       Теперь безумен я в реальности конечной.

                       Но без ума уму найдется примененье,

                       В покое вечности он таковостью станет.

- Я не вижу в этом стихотворении никакого смысла, - признался юноша.

- Не многие понимают заключенную в нем мудрость. Она постижима не столько интеллектуально, сколько духовно, во время занятий медитацией. Но, возможно, некоторые мои пояснения будут для вас полезными. У умного человека возникают мысли, которые привязывают его к феноменальному миру. Утрата сознания (ума) означает свободу от феноменальных условностей и приобщение к конечной реальности. Не-сознание есть Всеобъемлющее Сознание или Таковость покоя вечности. Обладающий не-сознанием дзенский  мастер все же не отказывается от умозрительных задач, так как призван помогать другим и, следовательно, вынужден жить и действовать в феноменальном мире.

- Прими этот свиток как подарок. Ты пришел, чтобы спросить меня об интуитивной мудрости. Вот мой ответ.

Молодой человек не мог и помыслить о такой милости. Несколько раз он пробормотал слова благодарности, не зная, что и сказать. Неожиданно его осенило: шаолиньский монах читал его мысли!

- В мои намерения не входит подслушивать твои или чьи-то мысли, но они написаны на твоем лице. В буддизме экстраординарные силы подразделяются на шесть категорий, и одной из них пренадлежит телепатия.

- Как вам удалось развить телепатический дар?

- Я к нему и не стремился, но обрел его естественным образом, во время дзенской медитации. Разные люди развивают таланты и силы, но, несмотря на несомненную выгоду от обладания этими силами, но они не нужны для духовного постижения.

- Являются ли эти силы формой мудрости?

- Конечно же, нет. Для духовного развития необходима мудрость, а не эти силы. Не обладая мудростью, вы не сможете войти в нирвану. Практически не отдавая себе отчета в том, что он делает, юноша по наитию опустился перед шаолиньским мастером на колени, трижды простерся ниц и сказал:

- Ваше преподобие, я чувствую себя потерянным и со всем уважением прошу вас стать моим поводырем. Будьте ко мне сострадательны. Укажите мне путь и вселите в меня надежду узреть мудрость Будды.

- Прежде всего нужно понять, что обсуждаемая нами мудрость является мудростью иного порядка. Поэтому мы называем ее высшей или трансцендентальной мудростью. На санскрите ее обозначают словом «праджня», а на китайском – «бан рюо». Мудрость мирян предполагает определенный объем жизненного опыта и научных знаний, то есть является мудростью феноменального мира, который люди в силу собственного неведения ошибочно принимают за конечную реальность. И, напротив, трансцендентальная мудрость имеет прямое отношение к конечной реальности.

- Ваше преподобие, что имеется в виду под феноменальным миром?

-Феноменальный мир является проекцией замутненного сознания,- пояснил старый мастер. – Все феномены и люди, которых мы считаем конечно реальными, в действительности являются плодом умозрительной деятельности.

- Ваше преподобие, как я уже сказал, мой ум смущен. Я полагал, что стул, на котором сижу, реален. А уж вы, Ваше Преподобие, несомненно, реальны.

- Все феномены, включая стул и меня, относительны и иллюзорны1

- Как же так? – в замешательстве пробормотал юноша.

- Они реальны относительно нас. Для тебя, меня и других людей это – стул. Однако муравью он может показаться холмом. Живое существо, находящееся на другом уровне существования, например, привидение. Может не видеть нас подобно тому, как мы не видим его и ему подобных. Пространство, которое мы видим перед собой. Кажется нам пустотным, а духи узрят в нем огромную гору. То, что мы воспринимаем как воздух, служит для них горой, на которой они возводят себе дворцы. Существа, живущие в таких горах, подобны исчадиям ада, живущим в подземном царстве.

- Боюсь, я все еще не уловил смысл ваших слов.

- Понять высшую мудрость – задача не из простых. Прежде чем праджня заявит о себе, человеку потребуется потратить немало времени на дзенскую медитацию. Приведу еще один, более простой пример. Взгляни на рыбу, плавающую в пруду. Нам кажется, что она плавает в воде. Но для рыбы вода не существует, так как является средой обитания. Но что произойдет, если мы вытащим ее из воды, и она окажется в воздушной среде? Конечно, это лишь однобокий взгляд на действительность. Та же действительность будет иной для рыбы. В воздухе она будет чувствовать себя как человек, замурованный в скалу.

- Никогда не рассматривал рыбу с такой позиции! Если задуматься, то рыба, обладая лишь своим, рыбьим умом, никогда не поймет, как мы можем передвигаться в воздушной среде, которая для нее подобна «скале». Но я все же не понимаю, почему не реальны мы сами. Если я себя ущипну, то боль подтвердит мне то, что я реально существую.

- Твое утверждение является истиной для ординарного сознания («ву») твое тело, которое ты считаешь твердым, не является таковым, так как  в действительности оно едино с тем, что мы называем внешним окружением. Пробудившись, ты поймешь, что состоишь из дхарм или элементарных частиц, между которыми достаточно «пустого места». Эти дхармы находятся в постоянном движении и ежесекундно преобразуются в крийя (энергию). Точно так же отсутствуют границы между тем, что мы называем «внутренним» и «внешним». Следовательно, мы не можем сказать, где начинается и где заканчивается наше тело.

- Со всем уважением к вам, Ваше преподобие, и не желая заниматься самообманом, скажу о том, что мне трудно поверить в это.

- Буддисты никогда не требуют от людей принимать что-либо на веру. Даже Будда никогда и никого не просил об этом. Руководствуясь великим состраданием. Будда делился своим знанием с другими. Он никогда не навязывал своего мнения, не призывал следовать за собой и не предавал остракизму суждения представителей других религиозных течений. Он лишь указывал путь, путь, который он сам прошел. Однако то, о чем я только что говорил, все еще не является высшим постижением. Согласно шаолиньской традиции, пробуждение Дзен (ву) есть не что иное, как подтверждение и вдохновенное побуждение к высочайшему постижению. Последнее является высшей целью дзен, вершиной шаолиньского искусства. Достижение анаттара-самьяк-самбодхи, или высшей совершенной мудрости, когда дхармы и крийя исчезают, является конечным и не разделенным. В такой момент человек постигает природу Будды и его личное «Я» сливается с вечным Вселенским Разумом. Такое просветление, или «цзюэ», следует считать высшим из возможных достижений человека.

Категория: Путь воина | Добавил: Василий (02.11.2015)
Просмотров: 275 | Теги: Дзен, додзе, шаолинь, тайное, мастер, Сакральный, учение, дао | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar